2025 год объявлен в России Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Годом защитника Отечества. К юбилейной дате Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Роспотребнадзора подготовил календарь «Институт Пастера глазами художника-фронтовика».
В календарь включены сохранившиеся в архивах Института некоторые из рисунков участника войны, художника Петра Михайловича Вячкилева, работавшего в Институте с 1930 года.
Сайт Института: Вячкилев Пётр Михайлович
В годы войны и блокады Ленинграда Институт ни на один день не прекращал своей работы, став «противоэпидемическим штабом» города. Выстояв и пережив тяжелейшие, героические военные дни, сотрудники постепенно возвращались к мирной жизни.
О послевоенных буднях своих коллег, трудившихся в Институте в разные годы, П.М. Вячкилев рассказывает в своих работах. Большинство из них, выполненные в шутливой манере в виде шаржей, по-видимому, создавались для стенгазет и капустников, другие были «кинофицированы» – демонстрировались как диафильмы (поэтому подписи к некоторым зарисовкам имеют зеркальное отражение).
Директор Иванов кисти художника-фронтовика (фрагмент календаря):
Сайт Института: Иванов Никифор Павлович
Целый иллюстрированный роман-сценарий под названием «Рождение сборников» был подготовлен Петром Михайловичем Вячкилевым в марте-апреле 1951 года. В этой подборке художник живописал о том, как готовились и согласовывались сборники научных трудов учёных. Участником двух заключительных эпизодов подборки стал директор Института Никифор Павлович Иванов.
Часть 4. ОПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ – ТРАНСПОРТИРОВКА ТРУДОВ
В 23:00 всё готово. Рукописи собраны, пронумерованы, систематизированы, расположены по проблемам. Во весь рост встаёт сложнейший вопрос о доставке рукописей на вокзал. Из всех возможных вариантов выбирается наилучший. В 23:50 к моменту отхода «Красной стрелы» рукописи благополучно прибывают на вокзал. В поте лица, с трудом «Труды» двинулись из Ленинграда в Москву.
Перрон. Вагон международного сообщения. В окне проф. Токаревич К.Н. с сигарой, в цилиндре. Поза отдыхающего. По перрону, придерживая фетровую шляпу, бежит директор Института Иванов Н.П., размахивая пакетом трудов
ЭПИЛОГ
Страсти улеглись. Все вопросы разрешены. Лишь один вопрос остался не разрешённым. Как облегчить в дальнейшем процесс рождения нового сборника».
Иванов Н.П.
В сценарии «Павловское учение» Пётр Михайлович Вячкилев проявил себя не только, как художник, но и как умелый стихотворец. Сейчас сложно предположить, как и в каком виде в 1952 году автору удалось представить на суд коллег своё литературно-художественное произведение, но в любом случае темы, которые в них затронуты, и сегодня вызывают интерес и улыбку:
«Сейчас, товарищи, мы познакомим Вас с одним из направлений научной мысли, господствовавшей не только в Институте им. Пастера, но далеко за его пределами. Оно нашло соответствующее отображение в одном из наших короткометражных фильмов (апрель 1952):
На научные предметы
Есть учёные советы.
И у нас они проходят
Непосредственно и живо
(Шесть часов без перерыва).
Прислонившись у окошка
Как-то я вздремнул немножко.
С той поры, лишь попадаю
В атмосферу кабинета,
Где директор созывает
Членов нашего совета,
И лишь только я уютно
Размещаюсь на диване,
Где всегда, скажу попутно,
Все берут места заранее.
И лишь только соберутся
Наши члены – полный кворум,
И лишь только развернутся
Пренья, диспуты и споры, -
Я уже от первой ноты
Не могу сдержать дремоты.
Вы меня, коллеги, строго
Не судите, ради Бога.
Мне ясна теперь причина,
Я – не правонарушитель,
Но диванная пружина – .
Мой условный раздражитель».
Иванов Н.П. ведёт заседание учёного совета