8(812)671-04-50 – Медицинский центр
RSS лента
Отправить обращение

Продолжаем художественный цикл к 80-летию Победы: Директор Иванов


2025 год объявлен в России Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Годом защитника Отечества. К юбилейной дате Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Роспотребнадзора подготовил календарь «Институт Пастера глазами художника-фронтовика».

В календарь включены сохранившиеся в архивах Института некоторые из рисунков участника войны, художника Петра Михайловича Вячкилева, работавшего в Институте с 1930 года.

Сайт Института: Вячкилев Пётр Михайлович

В годы войны и блокады Ленинграда Институт ни на один день не прекращал своей работы, став «противоэпидемическим штабом» города. Выстояв и пережив тяжелейшие, героические военные дни, сотрудники постепенно возвращались к мирной жизни.

О послевоенных буднях своих коллег, трудившихся в Институте в разные годы, П.М. Вячкилев рассказывает в своих работах. Большинство из них, выполненные в шутливой манере в виде шаржей, по-видимому, создавались для стенгазет и капустников, другие были «кинофицированы» – демонстрировались как диафильмы (поэтому подписи к некоторым зарисовкам имеют зеркальное отражение).

Директор Иванов кисти художника-фронтовика (фрагмент календаря):

Сайт Института: Иванов Никифор Павлович

Целый иллюстрированный роман-сценарий под названием «Рождение сборников» был подготовлен Петром Михайловичем Вячкилевым в марте-апреле 1951 года. В этой подборке художник живописал о том, как готовились и согласовывались сборники научных трудов учёных. Участником двух заключительных эпизодов подборки стал директор Института Никифор Павлович Иванов.

Часть 4. ОПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ – ТРАНСПОРТИРОВКА ТРУДОВ 

            В 23:00 всё готово. Рукописи собраны, пронумерованы, систематизированы, расположены по проблемам. Во весь рост встаёт сложнейший вопрос о доставке рукописей на вокзал. Из всех возможных вариантов выбирается наилучший. В 23:50 к моменту отхода «Красной стрелы» рукописи благополучно прибывают на вокзал. В поте лица, с трудом «Труды» двинулись из Ленинграда в Москву.

Перрон. Вагон международного сообщения. В окне проф. Токаревич К.Н. с сигарой, в цилиндре. Поза отдыхающего. По перрону, придерживая фетровую шляпу, бежит директор Института Иванов Н.П., размахивая пакетом трудов

ЭПИЛОГ

Страсти улеглись. Все вопросы разрешены. Лишь один вопрос остался не разрешённым. Как облегчить в дальнейшем процесс рождения нового сборника».

Иванов Н.П. 

В сценарии «Павловское учение» Пётр Михайлович Вячкилев проявил себя не только, как художник, но и как умелый стихотворец. Сейчас сложно предположить, как и в каком виде в 1952 году автору удалось представить на суд коллег своё литературно-художественное произведение, но в любом случае темы, которые в них затронуты, и сегодня вызывают интерес и улыбку:

«Сейчас, товарищи, мы познакомим Вас с одним из направлений научной мысли, господствовавшей не только в Институте им. Пастера, но далеко за его пределами. Оно нашло соответствующее отображение в одном из наших короткометражных фильмов (апрель 1952):

На научные предметы

Есть учёные советы.

И у нас они проходят

Непосредственно и живо

(Шесть часов без перерыва).

Прислонившись у окошка

Как-то я вздремнул немножко.

С той поры, лишь попадаю

В атмосферу кабинета,

Где директор созывает

Членов нашего совета,

И лишь только я уютно

Размещаюсь на диване,

Где всегда, скажу попутно,

Все берут места заранее.

И лишь только соберутся

Наши члены – полный кворум,

И лишь только развернутся

Пренья, диспуты и споры, -

Я уже от первой ноты

Не могу сдержать дремоты.

Вы меня, коллеги, строго

Не судите, ради Бога.

Мне ясна теперь причина,

Я – не правонарушитель,

Но диванная пружина – .

Мой условный раздражитель».

Иванов Н.П. ведёт заседание учёного совета

БД РД НО